1. Вы не задумывались, почему в программу воспитания принцев и принцесс обязательно входит обучение верховой езде? Учась управлять большим животным, будущие монархи испокон веков учились справляться и с собственной робостью, страхом, нетерпением, невыдержанностью, вырабатывали уверенность в себе и волевые качества, наконец, приобретали ту самую горделивую осанку, присущую их высокому статусу. Согласитесь, наличие подобных качеств будет нелишним во все времена.
Общение с лошадью развивает у ребёнка ответственность и самоконтроль, расширяет диапазон его знаний и навыков, не говоря уж о физическом развитии—начиная с тренировки вестибулярного аппарата и заканчивая хорошей реакцией. Занятия верховой ездой благотворно влияют на здоровье и формируют личность без скучных назиданий, а наоборот, принося массу положительных эмоций. В конце концов, компьютерному поколению, растущему среди асфальта, лошадь помогает не отрываться от природы. О технике безопасности, о выборе лошади и одежды для юного всадника, а также об особенностях обучения детей мы и расскажем в этой статье.
2. Просьба ребёнка «покататься на лошадке» порой пугает родителей гораздо больше, чем желание заняться любым другим видом спорта. Ещё бы, дитя придётся доверить огромному, сильному, «непредсказуемому» животному. Но поверьте, в манеже ребёнка подстерегает не больше опасностей, чем на оживлённом городском проспекте. Вы ведь не боитесь отпускать его одного на улицу, если он знаком с правилами уличного движения и выполняет их? При общении с лошадьми достаточно соблюдать такой же несложный логичный ряд правил, и тогда риск будет сведён к минимуму. Перед тем как отправиться на конюшню, серьёзно, по-взрослому поговорите с ребёнком о том, что можно и чего нельзя. Правильному поведению ребёнка будет учить тренер, но вам тоже придётся принять в этом участие: многое из нижеизложенного надо будет напоминать снова и снова, пока навыки поведения не станут нормой. «Детские» правила обращения с лошадью ничем не отличаются от «взрослых», разница лишь в том, что ребятишек нужно тщательно и постоянно контролировать.
3. Прежде чем зайти в денник лошади, надо окликнуть её и подождать, пока она повернётся головой к двери денника (на дверях обычно указана кличка). Если она лежит, позовите и дождитесь, пока она встанет и повернётся головой к вам. Лошадиное зрение устроено таким образом, что прямо спереди и прямо сзади имеются «слепые пятна», и когда рядом «из ниоткуда» вдруг возникнет кто-то или что-то незнакомое, животное может испугаться и шарахнуться.
Подходите к лошади со стороны плеча или сбоку, лучше слева, т.к. все верховые животные приучены к тому, что всадник садится именно с левой стороны. Обходя лошадь сзади, держитесь подальше, чтобы она не достала вас копытом (минимум 2,5 метра). Всегда говорите с лошадью, когда приближаетесь к ней, чистите её или седлаете. Голосом вы даёте лошади знать, где вы находитесь. Правда, у детворы есть другая крайность — бросаться на всё новое с радостными громкими воплями.
Объясните детям, что кони по природе своей очень пугливы. Криком легко вызвать у них панику, и тогда животные могут сорваться с привязи и даже лягнуть. Кроме того, лошади, как и люди, подвержены перепадам настроения, поэтому научите ребёнка обращать внимание на мимику животного: к примеру, оскаленные зубы и прижатые уши выражают угрозу, и к такой лошади ни в коем случае нельзя подходить. В особенный восторг всех нас приводят жеребята. Дети уверены, что если им самим нравится гладить и тискать жеребёнка, то это нравится и животному. Но у кобылы может быть другое мнение. Чем меньше детёныш, тем ревностнее охраняет его мать. Дети должны понимать: жеребёнок — не мягкая игрушка, приближаясь к нему, нужно соблюдать предельную осторожность.
4. Садиться в седло в деннике или в проходе конюшни нельзя (встав на дыбы, животное травмирует всадника). Нельзя наматывать на руку или другие части тела любое снаряжение, которое соединено с лошадью: повод, чембур, корду и т.п. Каким бы сильным вы себя ни считали, остановить физическим усилием существо весом более полутонны не сможет никто, петля затянется на руке, и высвободиться человеку будет крайне трудно.
Впрочем, меры безопасности распространяются в равной степени и на людей, и на животных. Бережное отношение к четвероногому партнёру как нельзя лучше влияет на формирование у ребёнка чувства ответственности — он, такой маленький, должен позаботиться о такой большой лошади! Речь идёт не только о самостоятельной чистке и седлании, хотя эти занятия в высшей степени полезны всаднику для установления контакта с животным. Необходимо твёрдо усвоить: посёдланную лошадь нельзя оставлять одну. Нагнувшись, она может «заподпружиться», то есть защемить мягкие ткани сильно затянутой подпругой, скинуть с головы и порвать повод, начать валяться и сломать седло. Выводя лошадь из конюшни, надо широко раскрыть все двери, а стремена перекинуть через седло, чтобы лошадь не зацепилась о косяк.
Выйдя в манеж, нужно отойти на достаточное расстояние от других лошадей (4—5 метров), чтобы они не начали выяснять отношения, и только тогда всадник может готовиться к посадке. Во время езды группой рекомендуемая дистанция между лошадьми — полтора-два корпуса.
5. Дети всегда стараются угостить своих любимцев чем-нибудь вкусненьким. Лакомства (сухарики, сахар, морковь, дольки яблок) нужно подносить на раскрытой ладони, чтобы лошадь нечаянно не прикусила вам пальцы. Но следите, чтобы в порыве обожания дети не накормили животное чем-нибудь недозволенным. От хлебного мякиша, леденцов, жвачки пострадает пищеварительная система лошади.
помните: даже если ваши дети будут неукоснительно соблюдать эти правила, всё равно не следует их (по крайней мере, самых юных и неопытных) оставлять с лошадьми без присмотра взрослого.
6. Для обучения верховой езде пригодны лошади любой породы, если они спокойны, добронравны и обладают уравновешенной нервной системой. Часто именно эти качества присущи не чистокровкам, а простым, беспородным лошадям. Они невысоки в холке, покладисты. На этом этапе не гонитесь за престижем, потому что освоение азов желательно пройти без стрессов, и здесь никто не поможет лучше доброй, смирной лошади, пусть и не породистой.
7. Поначалу бывает трудно определить, как долго продлится увлечение лошадками, и первое время, пока не куплена специальная экипировка, ваше чадо будет ездить в повседневной одежде. Дети, увлекшись занятием, не всегда способны вовремя обратить внимание на собственные ощущения—болезненные потёртости или синяки подчас обнаруживаются уже потом. Опыт показывает: несмотря на уверения «всё и так удобно», вы должны подобрать одежду и обувь, которая не только не сковывает движения, но и отвечает следующим требованиям. Обувь (ботиночки или сапожки, кроссовки исключаются) нужна с гладкой подошвой и обязательно с небольшим каблуком. Это не позволит ступне глубоко застрять в стремени. Плюс к этому настоящая обувь для конников изготовляется с жёсткими носками, защищающими пальцы ног, если на них ненароком наступит лошадь.
Джинсы для езды на лошади не подходят, их жёсткие швы могут стереть кожу до крови. Оденьте ребёнка в эластичные, не скользкие брючки с мягкими швами, не тугим поясом и со штрипками. Бриджи для верховой езды скроены так, что на внутренней стороне бедра у них вообще нет швов. Нижнее бельё не должно иметь толстых резинок на тех местах, откуда растут ножки. Во время занятий ребёнку станет жарко, тем не менее, открытые маечки не рекомендуются. Водолазка, рубашка с длинными рукавами предохранят от ссадин при случайном падении. Сверху можно надеть жилет или ветровку. Имейте в виду, что мешковатая одежда, скрывающая фигуру, будет мешать и ребёнку, и тренеру, которому нужно следить за правильной осанкой ученика. Постарайтесь избегать одежды из шуршащих тканей. Перед занятием выверните карманы, особенно мальчишечьи: держать в карманах во время работы с лошадью острые или режущие предметы (в том числе ключи) категорически запрещается. Если вы «дорастёте» до участия в любительских соревнованиях, юному всаднику понадобится фрак для выездки и редингот для конкура. Перчатки, которые кажутся мальчишкам излишним пижонством, надеваются отнюдь не из эстетских соображений. Ладошки во время езды потеют, поводья в них скользят, всадник хуже справляется с управлением. Тонкие матерчатые перчатки необходимо купить для первого же занятия.
Наконец, самое важное — шлем. В детских секциях конно-спортивных клубов его выдают напрокат, пока не обзаведётесь своим. Шлем должен сидеть на голове плотно. Подбирая размер, попросите ребёнка попрыгать, наклониться—шлем не должен ёрзать или спадать. Проследите, чтобы чёлка не лезла в глаза, уберите волосы со лба назад. Длинноволосым девочкам заплетите косички так, чтобы заколки не давили на шею и не цеплялись за воротник.
8. Оптимальный возраст для начала занятий верховой ездой — 9-12 лет, в пони-клубы детей берут с шести лет. Некоторые считают, что можно начать и раньше — так, известный педагог Сесиль Лупан, говоря о приучении детей к спорту, в качестве методического примера приводит именно езду верхом и поясняет: «Ребёнок, достаточно развитый физически и умственно, уже в три года совершенно готов для занятий этим видом спорта». Никакого особого «спортивного сложения» не нужно, все необходимые мышцы окрепнут в процессе занятий.
Методика обучения детей сильно отличается от тренировок взрослых. Внимание детей невозможно удержать дольше 15 минут, они быстрее устают. Малыши не осознают степень опасности и далеко не всегда могут координировать свои действия с указаниями старших—попросту путают право и лево. Они сильнее подвержены эмоциональным всплескам и могут расплакаться прямо в седле, когда что-то не получается.
Вот несколько упражнений, рекомендованных начинающим всадникам. Сможет ребёнок подтянуться хотя бы два-три раза на перекладине и выполнить пять приседаний «пистолетиком» (на одной ноге, вытянув вперед другую) — значит, у него не возникнет проблем с посадкой на лошадь. Если ребёнок может, не теряя ориентации в пространстве и времени, сделать подряд два-три быстро следующих один за другим кувырка вперёд, ему легче будет сгруппироваться при падении с лошади. Для развития гибкости полезны наклоны вперёд с касанием пальцами пола и махи ногами с касанием носками пальцев рук, поднятых на высоту плеч.