Где заниматься иппотерапией в Витебске
Ребенок с нарушениями развития ограничен в своих связях с общественностью. Взаимодействие с окружающим миром затруднено не только и не столько вследствие ограниченных возможностей детей-инвалидов. Такие дети нередко сталкиваются со значительными барьерами на пути включения в социальное и культурное пространство. Эта вынужденная изоляция зачастую причиняет не меньше страданий, чем заболевание, приведшее к инвалидности. Поэтому наряду с медицинской, профессиональной и другими традиционными видами реабилитации так важна работа по восстановлению социально-культурных связей. Интеграция в общество детей и молодежи с ограниченными возможностями эффективна, когда она опирается на способности инвалидов, на поддержание их достоинства.
Такие возможности для развития, самореализации, взаимодействия в коллективе предоставляет иппотерапия — специально организованные занятия по обучению детей с проблемами здоровья верховой езде. Метод иппотерапии замечателен тем, что создает уникальные условия одновременного и значительного позитивного воздействия на физический статус и психо-эмоциональную сферу пациента.
Предлагаемое краткое руководство по организации занятий лечебной верховой ездой знакомит читателей с практическим опытом работы в этой области. Безусловно, эта информация будет полезна тем, кто заинтересован в расширении «пространства жизни» детей-инвалидов.
Иппотерапия — одна из реальных возможностей включения этих детей в социум. Проблемы физических или умственных нарушений затрагиваются лишь постольку, поскольку понимание особенностей различных расстройств способствует более разумному и чуткому подходу инструктора и его помощников к детям-инвалидам. Такой подход обеспечивает максимальную пользу, приносимую верховой ездой.
Необходимо помнить, что всадник-инвалид не избавится от своего недуга, хотя с вашей помощью его страдания и проблемы могут стать легче. Учет всех трудностей и ограничений, сопровождающих конкретное нарушение, позволит успешнее добиваться самостоятельности ребенка в верховой езде.
Основные правила
— верховая езда должна приносить пользу, в том числе эмоциональное удовлетворение;
— не следует ожидать обязательного улучшения физического состояния, хотя такое улучшение возможно; улучшение физического состояния не должно служить единственным критерием оценки приносимой пользы;
— нельзя подвергать всадника излишнему риску;
— в ходе занятий верховой ездой необходимо воспитывать доброе и заботливое отношение ребенка к лошади.
— не следует ожидать обязательного улучшения физического состояния, хотя такое улучшение возможно; улучшение физического состояния не должно служить единственным критерием оценки приносимой пользы;
— нельзя подвергать всадника излишнему риску;
— в ходе занятий верховой ездой необходимо воспитывать доброе и заботливое отношение ребенка к лошади.
Польза, приносимая верховой ездой
Уровень самостоятельности в овладении ребенком верховой ездой зависит от характера и степени выраженности нарушения развития. Но успех в достижении цели, поставленной инструктором или самим всадником, всегда приносит радость. Тогда у всадника будет крепнуть вера в себя. Надо только следить, чтобы поставленные цели были реально достижимы. Таким образом, верховая езда может приносить удовлетворение всадникам с нарушениями развития любой степени тяжести. Верховая езда улучшает кровообращение, что способствует хорошему самочувствию. Это особенно важно для тех, кто прикован к инвалидному креслу.
У детей, приходящих на занятия верховой ездой, встречаются как физические, так и психические нарушения. Часто встречается сочетание у одного ребенка нескольких видов нарушений. Ниже приводится краткий перечень наиболее часто встречающихся нарушений, их характеристика и практические рекомендации для инструкторов и их помощников. Названия нарушений расположены в алфавитном порядке.
Перечень заболеваний
Атаксия
Атаксия — это тяжелое нарушение координации движений. Может проявляться в неустойчивой, шатающейся походке. Атаксия сопутствует многим заболеваниям: детскому церебральному параличу, рассеянному склерозу. Такое нарушение может являться осложнением после приема определенных лекарств, например, тех, которые даются при эпилепсии. Зачастую у страдающих атаксией наблюдается тремор рук. Неустойчивая походка развивает чувство незащищенности из-за постоянного страха упасть.
Учите всадника быть храбрым, преодолевать страх. Помните, требуются огромные усилия, чтобы возродить у ребенка веру в себя. Процесс этот очень длительный. Двигаться к цели приходится черепашьим шагом.
Аутизм
«У этого ребенка аутизм», — говорят о красивом, изящном мальчике, поведение которого непредсказуемо. Он как будто не слышит, когда к нему обращаются — он живет в своем собственном мире.
Аутичные дети крайне отгорожены от всего внешнего, не могут устанавливать полноценные отношения с окружающими их людьми. Они недостаточно используют речь как средство общения. Больше половины детей с аутизмом страдают умственной отсталостью. У многих из них наблюдаются повторяемые (стереотипные) игры и движения. Часто встречаются необоснованные страхи (фобии) — боязнь воды, незнакомых людей, животных, высоты.
Такие дети с удовольствием занимаются физически активной деятельностью, когда не требуется использования речи. Многие обучаемы путем подражания. Нужно много терпения, чтобы помочь таким детям отучиться от повторяемых, неосмысленных движений, побороть страхи. Бывает, что ребенку неприятно, если до него дотрагиваются. Но когда на отрешенном до этого лице аутичного ребенка вдруг появится выражение радости от того, что он сидит в седле и скачет на лошади — каким замечательным делом покажется верховая езда!
Аутичные дети по виду нормальны, но их поведение странно, оно непредсказуемо. Их мучают необоснованные страхи, иногда они могут впасть в буйство. Устные объяснения мало помогут в обучении аутичных детей. Гораздо эффективнее многократное терпеливое повторение одного и того же движения, управление их телом прикосновениями. Это может дать хорошие результаты.
Такие дети заняты исключительно собой, проявляя мало интереса к другим всадникам, инструкторам и помощникам. Но со временем они привязываются к своей лошади и наставнику. Дети, страдающие аутизмом, плохо реагируют на всякое новшество, не принимают изменений в окружающей обстановке. Поэтому они на первых порах могут с недоверием отнестись к верховой езде. Но это не означает, что от занятий нужно отказываться. У многих аутистов имеются свои любимые занятия, являющиеся почвой для формирования интеллекта, способностей, развития поведения. В конце концов таким занятием может стать именно верховая езда.
Афазия
Этим термином обозначаются расстройства речевой деятельности, связанные с локальными поражениями мозга. Бывает, что ребенок слышит обращенную к нему речь, но не понимает ее, с трудом пользуется собственной речью. При другом виде афазии нарушены речедвигательные рефлексы, поэтому ребенок вообще не может овладеть речью. Имитировать движения ребенок с афазией в состоянии.
Часто повторять одни и те же движения, которые нужно усвоить ребенку. Говорить медленно и отчетливо, сопровождая речь показом движений.
Гидроцефалия
Заболевание головного мозга вследствие избыточного количества в нем спинномозговой жидкости. Для детей с гидроцефалией характерно нарушение познавательной деятельности, умственной работоспособности, нарушение моторики и всей личности в целом. У этих детей наблюдается повышенная утомляемость. Механическая память развита хорошо, но при этом многие дети не способны запоминать инструкции, контролировать свою деятельность. Настроение неустойчивое, часто неадекватно приподнятое, на этом фоне могут развиваться приступы гнева, агрессии, общего возбуждения. При некоторых видах гидроцефалии проводятся операции для облегчения оттока жидкости из головного мозга в другие части тела при помощи специальной трубочки. Трубочка вводится под кожу головы, ее легко нащупать над правым ухом.
Ни в коем случае нельзя допускать травмы головы, поскольку это может нарушить хрупкий баланс внутричерепного давления Шлем обязателен, для большой головы необходим специальный шлем. Инструкции должны быть простыми, необходимо контролировать их понимание ребенком.
Детский церебральный паралич
ДЦП — тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Ребенок плохо управляет собственными руками и ногами, они могут находиться в постоянном, иногда хаотическом движении. Конечности поражаются в любой комбинации.
Наиболее распространены следующие виды:
Одностороннее поражение (гемиплегия).
Поражены обе ноги (диплегия).
Поражены и руки, и ноги (тетраплегия).
Может быть нарушена иннервация мышц шеи, грудной клетки, артикуляционного аппарата, а также глазных и глотательных мышц. Таким образом, у человека, страдающего церебральным параличом, поражена вся двигательная система в целом. Интеллект может быть как нормальный, так и сниженный, но и в том, и в другом случае общение затруднено.
Проанализируйте, как много движений мы совершаем автоматически, не задумываясь: дышим, глотаем, бегаем, смеемся, и т.д. Как бы автоматически осуществляются и более сложные виды деятельности — разговор, вязание, вождение машины.
Ребенку с поражением центральной нервной системы приходится прилагать огромные усилия, чтобы выполнить даже самые простые движения. Его жизнь — постоянная борьба, и приобретение любого умения — огромное для него достижение.
Неустанно тренируя непослушные мышцы, удерживая конечности в определенных положениях, всадник, страдающий ДЦП, может справиться со многими бесполезными непроизвольными движениями. В результате тонкой работы, требующей особых знаний, некоторые сведенные спазмом мышцы могут расслабиться, другие начать действовать. Специализированную программу такой работы может составить физиотерапевт. Воздействовать на пораженные мышцы вашего подопечного нужно только под руководством специалиста.
Если всадник с помощью инструктора сядет в седло наиболее удобным для себя образом, ему будет легче управлять мышцами головы и спины, и с течением времени они станут сильнее.
Важно учитывать положение ступни в стремени. Имеются специальные стремена, которые мешают ступне постоянно соскальзывать. В некоторых случаях рекомендуется крепко обхватить лодыжки всадника сзади, чтобы оттянуть пятку назад. Всадник может почувствовать, что ему легче управлять движениями головы и рук, если помощники крепко держат его лодыжки и бедра. Всадник, у которого расслаблено все тело, может нуждаться в более существенной поддержке. Можно использовать ремень или что-то вроде сбруи, чтобы спина приняла устойчивое вертикальное положение.
Ребенку с ДЦП бывает трудно держать гладкие поводья, поэтому применяются поводья с поперечинами или узлами (узелковые поводья).
Надо все время повторять всаднику, чтобы он смотрел вперед. Так ему легче владеть руками.
Проблему представляет слюнотечение. Время от времени нужно напоминать ребенку сглатывать слюну, или помогать вытирать ее.
Все это может показаться очень трудным. Но не надо забывать о главной цели верховой езды. Езда должна приносить удовольствие. В этом случае ребенку с ДЦП будет легче выполнять тяжелую работу по управлению работой мышц. Всадник будет охотно делать упражнения, правильно удерживать ногу в стремени, держать поводья и смотреть, куда идет лошадь.
Надо все время повторять всаднику, чтобы он смотрел вперед. Так ему легче владеть руками.
Проблему представляет слюнотечение. Время от времени нужно напоминать ребенку сглатывать слюну, или помогать вытирать ее.
Все это может показаться очень трудным. Но не надо забывать о главной цели верховой езды. Езда должна приносить удовольствие. В этом случае ребенку с ДЦП будет легче выполнять тяжелую работу по управлению работой мышц. Всадник будет охотно делать упражнения, правильно удерживать ногу в стремени, держать поводья и смотреть, куда идет лошадь.
Задержка психического развития
Это нарушение развития встречается довольно часто и имеет самые различные проявления. Основные черты детей с задержкой психического развития:
Интеллектуальное развитие часто в незначительной степени снижено, не соответствует возрасту.
Речь обеднена, понимание сложных инструкций нарушено.
Такой ребенок с трудом концентрирует внимание. Память его ослаблена.
Часто отмечается моторная неловкость (неуклюжесть). Ребенок неспособен длительное время удерживать определенное положение, ему трудно сохранять равновесие, сложно выполнить задание по подражанию.
Иногда это дети «без тормозов», гиперактивные, у них отсутствует чувство опасности и в седле, и на земле.
Такие дети часто имеют и неврозоподобные расстройтсва. Они впадают в отчаяние из-за того, что не могут добиться успеха, у них случаются бурные взрывы протеста. Вид у таких детей часто вполне нормальный, они ко всему проявляют интерес. И этот нормальный вид — их главная беда, поскольку неопытный инструктор требует от них слишком много. Эти завышенные требования и бывают причиной уныния и потери веры в себя. Таких детей часто обвиняют в упрямстве и невнимательности.
Интеллектуальное развитие часто в незначительной степени снижено, не соответствует возрасту.
Речь обеднена, понимание сложных инструкций нарушено.
Такой ребенок с трудом концентрирует внимание. Память его ослаблена.
Часто отмечается моторная неловкость (неуклюжесть). Ребенок неспособен длительное время удерживать определенное положение, ему трудно сохранять равновесие, сложно выполнить задание по подражанию.
Иногда это дети «без тормозов», гиперактивные, у них отсутствует чувство опасности и в седле, и на земле.
Такие дети часто имеют и неврозоподобные расстройтсва. Они впадают в отчаяние из-за того, что не могут добиться успеха, у них случаются бурные взрывы протеста. Вид у таких детей часто вполне нормальный, они ко всему проявляют интерес. И этот нормальный вид — их главная беда, поскольку неопытный инструктор требует от них слишком много. Эти завышенные требования и бывают причиной уныния и потери веры в себя. Таких детей часто обвиняют в упрямстве и невнимательности.
Работая с детьми с задержкой психического развития, нужно помнить, что у них бывает ослаблено внимание и способность сосредоточиваться; их быстро утомляет однообразие, они любят перемену заданий. Надо следить за тем, чтобы они правильно понимали поставленную перед ними задачу. Главное — хорошо продуманная, при необходимости корректируемая программа, цель которой — обязательное достижение успехов, пусть вначале незначительных, но приносящих всаднику удовлетворение.
Эти дети зачастую с трудом справляются с самым простым заданием из-за того, что они неуклюжи, несосредоточены и у них мало терпения. Помните, отсутствие достижений — травма для них. Верховая езда разовьет у таких детей веру в себя только в том случае, когда инструктор понимает и учитывает проблемы, мещающие нормальному развитию.
Потеря зрения
Слепота бывает врожденной, но зрение может быть утрачено и в результате болезни или несчастного случая. В таком случае нужно учитывать возраст, в котором произошла потеря зрения, а также характер этого процесса: стремительность или постепенность. Когда зрение утрачивается постепенно, у человека есть время приспособиться к незрячей жизни.
Потеря зрения бывает полной или частичной. Частичная потеря зрения имеет разновидности, которые определяют своеобразие восприятия слабовидящими окружающего мира. Например, ребенок видит расплывчатые очертания предметов; или его глаз находится в постоянном движении, отчего окружающие предметы не стоят на месте; может быть утрачено только левое или правое зрение; зрение может быть точечным, когда видны только те предметы, которые находятся прямо впереди.
Люди с нарушениями зрения испытывают трудности передвижения, но при этом у них может быть развита способность определять расстояние по звуку голосов и другим звукам. Большую роль играет эхо, звуки транспорта и т.п. Передвигаться в шумном пространстве незрячему легче, чем в тишине.
С незрячим всадником надо постоянно говорить, даже во время движения. Опишите ему место, где вы находитесь; тогда звуки, которые он слышит, будут для него более значимы. Вспомните, как по-разному звучит стук копыт на разных покрытиях.
Запомните — слепого всадника нельзя учить с помощью наглядного примера. Он сам конструирует все движения, руководствуясь словесными указаниями и прикосновениями.
Заболевания крови (лейкемия, гемофилия и др.)
Существуют заболевания крови, для которых характерны обильные кровотечения — внутренние или наружные. Внутреннее кровотечение в мышцы сопровождается появлением синяков. Для появления наружного кровотечения достаточно небольшого пореза. На некоторых стадиях лейкемии такие кровотечения опасны для жизни.
Одна из наиболее известных болезней крови — гемофилия, она бывает только у мальчиков. При этой болезни даже самый легкий удар может вызвать обильное внутреннее кровотечение с образованием обширных синяков, а любая ранка будет долго кровоточить, если не принять специальные меры. Более серьезная травма может вызвать кровотечение в сустав, что часто приводит к неизлечимому повреждению. Поэтому детям, страдающим гемофилией, нельзя участвовать в шумных играх и потасовках, что так любят мальчишки всего мира.
Заболевания крови редки. Детям, страдающим этими заболеваниями, лучше воздержаться от занятий верховой ездой.
Если такой ребенок с согласия врача все-таки начал заниматься верховой ездой, необходимо тщательно следить, чтобы он не получил никакой, даже малейшей травмы. Любая травма может для него обернуться самыми тяжелыми последствиями.
Менингомиелоцеле
Один из каждых шестисот младенцев рождается с недоразвитием позвоночного канала, которое называется spina Bifida или менингомиелоцеле. Многим детям с таким дефектом показано хирургическое вмешательство, но так или иначе слабость нижней части тела различной степени остается на всю жизнь.
Позвоночник при spina Bifida часто искривлен, ноги могут быть полностью или частично парализованы. При этом возможно снижение чувствительности ног к боли, давлению, холодным и горячим прикосновениям. Кости зачастую хрупкие. Верховая езда укрепляет мышцы спины и живота, а это в свою очередь помогает детям держать равновесие и облегчает ходьбу. Иногда для облегчения ходьбы такие дети носят металлические ортезы, прикрепленные к ботинкам. Ортезы бывают короткие (до колен) и длинные (во всю длину ноги, они держатся на ремнях, опоясывающих талию). Физиотерапевт посоветует, нужно ли ребенку заниматься верховой ездой в ортезах, или их можно снять.
Многие дети с парализованными ногами часто испытывают трудности с опорожнением мочевого пузыря и кишечника. Некоторые носят специальные приспособления, другие контролируют свои отправления, но, случается, контроль подводит. Иногда такие дети наделены высоким интеллектом, хотя встречается и снижение умственных способностей. Многие любят беседовать, приветливы, стремятся к самостоятельности.
Поставьте себя на место ребенка, страдающего таким недугом, представьте, что вам пришлось пережить много болезненных операций. Обыкновенная ходьба требует от вас огромных усилий или вообще невозможна. Очень трудно одеваться. Вас подстерегают различные опасности, от которых вы должны быть надежно защищены. Из-за инвалидного кресла вы ниже всех ростом. Вы не можете без помощи подняться по лестнице, забраться в ванну, сесть на унитаз. А теперь подумайте о преимуществах, которые дает верховая езда: свобода, высота лошади, покрытое овчиной седло. Какое удовольствие править лошадью, чувствуя под собой четыре крепкие ноги! А первый, пусть невысокий, прыжок, первый галоп!
Да, при надлежащем надзоре верховая езда может принести много радости детям, которые столько страдали и так редко бывают счастливы.
Ребенку должно быть удобно в седле. Обратите на это особое внимание. Чтобы выбрать правильную посадку и положение ног для укрепления наиболее важных мышц, необходима консультация физиотерапевта. Необходимо избегать травм ног ребенка, например, от скользящего удара идущей рядом лошади, или от слишком сильного давления помощника на ноги ребенка.
Помните, что умение держать равновесие в седле укрепляет мускулатуру торса, а сильные мускулы спины и живота облегчают положение стоя и ходьбу.
Учитывайте, что руки и кисти у таких детей сильные, и старайтесь как можно лучше их задействовать.
Ребенку с нарушением развития нижнего отдела спинного мозга приходится преодолевать в жизни очень много трудностей; чтобы получить максимум удовольствия и радости от верховой езды, он нуждается в постоянной моральной и физической поддержке.
Учитывайте, что руки и кисти у таких детей сильные, и старайтесь как можно лучше их задействовать.
Ребенку с нарушением развития нижнего отдела спинного мозга приходится преодолевать в жизни очень много трудностей; чтобы получить максимум удовольствия и радости от верховой езды, он нуждается в постоянной моральной и физической поддержке.
Мышечная дистрофия
Существуют различные виды этого заболевания. Мышечная дистрофия может быть выражена как в более слабой форме, так и в очень тяжелой. Одни формы болезни не прогрессируют, другие дают отрицательную динамику, некоторые поражают только мальчиков.
Причина этой болезни не в поражении центральной нервной системы, как при детском церебральном парличе. При мышечной дистрофии поражены самы мышцы, они становятся очень слабыми, легко устают, хотя бывает, что внешне они остаются крепкими и сильными.
У людей с мышечной дистрофией часто затруднена ходьба. Некоторые ходят с помощью костылей, ездят в машинах для инвалидов, другие передвигаются в инвалидных креслах. Верховая езда дает выход энергии и удовлетворяет потребность в движении.
Для слабых мышц необходима щадящая физическая нагрузка, которая дозируется физиотерапевтом.
Отсутствие конечностей
Детей и взрослых с протезами конечностей верховая езда особенно радует, так как они обретают недоступную обычно свободу движения. У каждого такого ребенка свои проблемы, поэтому необходима предварительная консультация с физиотерапевтом, который посоветует, как с ними справляться. Если инструктор последует этим рекомендациям, всадник будет чувствовать себя уверенно, у него окрепнет вера в свои физические возможности.
Как правило, подобный дефект вызывает у ребенка чувство протеста. Поэтому, даже испытывая на первых порах страх, всадник начинает торопить события, пытается слишком рано овладеть сложными элементами езды. Помощник должен уметь сдерживать эти стремления. Иногда возникает необходимость в специальных приспособлениях, которые позволяли бы всаднику ездить без протеза. Этот вопрос должен решаться совместно врачом, физиотерапевтом, инструктором и самим всадником.
Полиомиелит
Слава Богу, благодаря иммунизации полиомиелит уходит в прошлое. Мы все надеемся, что он вскоре совсем исчезнет. Эта опасная болезнь с тяжелыми последствиями была когда-то довольно распространена. Осложнения, как правило, проявлялись либо в виде полной неподвижности, либо в парализации конечностей. Сейчас все еще много взрослых, страдающих от последствий этой болезни. Парализованные конечности полностью безжизненны, и никакие упражнения не могут возродить утраченную мышцами силу. Последствия болезни неизлечимы.
Верховая езда приносит детям с этим недугом большую пользу. В ходе занятий не только укрепляются здоровые мышцы, но и задействуются пораженные неподвижные мышцы. Улучшается кровообращение, вследствие чего оздоравливается костная система и кожа.
Проблемы поведения (девиантное поведение)
К этой группе относятся дети, особенно мальчики, поведение которых в школе, семье отклоняется от общепринятых норм. Это так называемые неуправляемые дети. Вне зависимости от состояния интеллекта (он может быть и высоким, и сниженным) они чувствуют себя неудачниками, готовы к проигрышу. Прежде всего такой ребенок не в ладах с самим собой, он чувствует себя несчастным, ощущает глубокое уныние, упадок духа, у него бывают приступы дурного настроения. Девиантное поведение может быть попыткой привлечь к себе внимание, доказать себе и окружающим собственную значимость, или, напротив, отомстить за свои неудачи. Такие дети могут обучаться в специальных школах, где их поведение шадяще корректируется специально обученным персоналом.
Советы помощникам.
Ребенок с нарушениями поведения обычно очень хорошо относится к лошади, что доказывает: он способен любить и думать о ком-то, но эта способность долго пребывала под спудом.
Такой ребенок предпочитает дружить не с ровесниками, а с инструктором, помощниками, другими взрослыми.
Эти дети способны к преодолению, достижению успехов; им необходима теплая товарищеская поддержка, направленная на укрепление веры в себя.
Работа в конюшне, содержание в порядке снаряжения, участие в общем труде дает ребенку с нарушением поведения возможность приобщиться к жизни команды и получить удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Ребенок с нарушениями поведения обычно очень хорошо относится к лошади, что доказывает: он способен любить и думать о ком-то, но эта способность долго пребывала под спудом.
Такой ребенок предпочитает дружить не с ровесниками, а с инструктором, помощниками, другими взрослыми.
Эти дети способны к преодолению, достижению успехов; им необходима теплая товарищеская поддержка, направленная на укрепление веры в себя.
Работа в конюшне, содержание в порядке снаряжения, участие в общем труде дает ребенку с нарушением поведения возможность приобщиться к жизни команды и получить удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Рассеянный склероз
При этом заболевании самые разные нервы перестают передавать мышцам сигналы, идущие от головного мозга; рассеянный склероз поражает взрослых и проявляется в многочисленных расстройствах. Среди его симптомов — затрудненная ходьба, слабость и неловкие движения конечностей, могут быть поражены речь и зрение.
Самое главное — представлять точную картину всего комплекса расстройств, знать, в чем заключаются проблемы больного, чтобы выработать программу, делающую езду полезным и приятным занятием. Поэтому необходим тесный контакт между всадником, доктором, физиотерапевтом и инструктором. У больных рассеянным склерозом состояние может резко меняться день ото дня.
Потеря слуха
Потеря слуха может быть врожденной или приобретенной. По степени выраженности различают: 1) полную; 2) частичную; 3) перемежающуюся (периодическую) потерю слуха.
У ребенка, потерявшего слух, может развиться неправильное мировосприятие и чувство одиночества. Тяжесть этого недуга усугубляется тем, что глухота не распознается мгновенно, и ребенок не сразу получает необходимые ему понимание и участие. Глухие дети могут быть гиперактивными, малоуправляемыми и при этом несчастными. При обучении их верховой езде наиболее эффективно использование метода подражания.
У ребенка, потерявшего слух, может развиться неправильное мировосприятие и чувство одиночества. Тяжесть этого недуга усугубляется тем, что глухота не распознается мгновенно, и ребенок не сразу получает необходимые ему понимание и участие. Глухие дети могут быть гиперактивными, малоуправляемыми и при этом несчастными. При обучении их верховой езде наиболее эффективно использование метода подражания.
Требуйте от всадника с потерей слуха повторять все движения, которые ему доступны. Пусть он больше наблюдает, что и как делают другие. У слабослышащего ребенка сохраняется частичная возможность воспринимать речь, поэтому следует в то же время постоянно говорить с ним. Иногда дети с потерей слуха умеют читать по губам, поэтому всегда говорите, повернувшись к ним лицом.
Особого внимания требуют дети с незначительной потерей слуха. Возможность речевого общения с ними может ввести инструктора в заблуждение. Такой всадник зачастую не понимает сложных речевых оборотов, не слышит начала и конца слов. Детям с нарушениями слуха трудно дается самостоятельная деятельность, они часто чувствуют себя неуспешными. Надо стараться, чтобы верховая езда давала таким детям то, чего они бывают лишены: эмоциональную приподнятость, радостное волнение при достижении цели.
Умственная отсталость
Интеллектуальная недостаточность обусловлена внутриутробным недоразвитием мозга или его поражением в первые три года жизни. У некоторых детей с умственной отсталостью имеются ярко выраженные внешние признаки (например, болезнь Дауна). В иных случаях никаких внешних особенностей нет.
Для умственно отсталых детей характерно следующее:
Умственно отсталые дети и подростки испытывают наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений.
Мышление таких детей конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия.
Все виды деятельности и поведения людей с интеллектуальными проблемами обеднены, однообразны, таким людям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой.
Наблюдается недоразвитие собственной речи, плохое понимание речи окружающих.
Дети с умственной отсталостью обучаются медленно, нуждаются в многократном повторении.
За такими детьми необходим особый присмотр, так как они зачастую не осмысливают опасность, не могут прогнозировать последствий своих действий.
Умственно отсталые дети часто замечают, что их не привлекают к участию в спортивных играх, состязаниях; вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением неполноценности. Верховая езда компенсирует эту травмирующую ситуацию, дает им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно.
Мышление таких детей конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия.
Все виды деятельности и поведения людей с интеллектуальными проблемами обеднены, однообразны, таким людям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой.
Наблюдается недоразвитие собственной речи, плохое понимание речи окружающих.
Дети с умственной отсталостью обучаются медленно, нуждаются в многократном повторении.
За такими детьми необходим особый присмотр, так как они зачастую не осмысливают опасность, не могут прогнозировать последствий своих действий.
Умственно отсталые дети часто замечают, что их не привлекают к участию в спортивных играх, состязаниях; вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением неполноценности. Верховая езда компенсирует эту травмирующую ситуацию, дает им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно.
Доброе, понимающее отношение к всаднику, страдающему умственной отсталостью, очень поможет ему и в езде на лошади, и в повседневной жизни. Социальные аспекты верховой езды представляют огромные возможности для воспитания и закрепления хороших манер, учат соблюдать очередь, слушаться инструктора, употреблять для общения речь, побеждать и проигрывать.
Такой ребенок нуждается не только в поощрении, должна быть и требовательность. Но при этом он всегда должен понимать, что именно от него требуют. Склонность умственно отсталых детей к подражательности очень важно учитывать. С использованием подражания и копирования определенных навыков и форм поведения можно добиться достаточно высоких положительных результатов.
Эпилепсия
Человек, страдающий эпилепсией, подвержен припадкам. Эпилептический припадок — результат того, что мозг время от времени перестает нормально функционировать; припадок может сопровождаться выключением сознания, при этом часто развиваются сильные судорожные движения. Припадок может иметь вид так называемых «абсансов», когда судороги не возникают. Человек на мгновение отключается, внешне это проявляется вздрагиванием век или конечностей. Во время абсансов больной, как правило, не падает, и даже может продолжать двигаться (абсанс с автоматизмами). Однако при этом больные остаются глубоко дезориентированными (например, автоматически управляя автомобилем, не обращают внимания на сигналы светофора).
Развернутые припадки могут начинаться с характерного «эпилептического» крика. Больной падает, возникают судороги. Затем сознание возвращается; весь припадок, как правило, длится несколько минут. Стадия возвращения в сознание может быть короткой, тогда нормальная активность восстанавливается очень быстро. Но некоторые люди чувствуют после припадка головную боль, сонливость, тошноту и некоторую спутанность сознания.
Развернутые припадки могут начинаться с характерного «эпилептического» крика. Больной падает, возникают судороги. Затем сознание возвращается; весь припадок, как правило, длится несколько минут. Стадия возвращения в сознание может быть короткой, тогда нормальная активность восстанавливается очень быстро. Но некоторые люди чувствуют после припадка головную боль, сонливость, тошноту и некоторую спутанность сознания.
Эпилепсия — серьезная болезнь. При работе с ребенком, страдающим эпилептическими припадками, нужно учитывать, что припадок может случиться в любое время, создавая неудобство для окружающих. Во время припадка человек может получить травму. Лекарства, которые принимают больные эпилепсией, дают неприятные побочные последствия, такие как головокружение, нетвердая походка.
Эпилепсия часто налагает ограничения на весь режим жизни. Нередко бывают исключены такие увлекательные занятия, как плавание, езда на велосипеде, верховая езда. Дети очень этим тяготятся. Особенно им досаждает постоянная опека со стороны взрослых. Ребенку-эпилептику трудно учиться. Слабые успехи в школе его огорчают, лишают веры в себя.
Такой ребенок особенно нуждается в занятии, которое поднимало бы его дух. Таким занятием может быть верховая езда, она учит добиваться успехов и побеждать.
Припадки чаще всего случаются, когда ребенок находится в сонливом, унылом, бездеятельном состоянии. Но, с другой стороны, перевозбуждение, усталость, состояние голода тоже могут вызвать припадок. Эпилептический припадок чаще случается до езды (когда ребенок ждет своей очереди), или после нее. Когда ребенок в седле, припадки случаются гораздо реже.
Если припадок все-таки начался во время занятия, остановите лошадь. Либо снимите ребенка, либо, если лошадь не стала нервничать, поддерживайте его вcе время припадка. Главное — никакой паники! Не позволяйте собираться толпе возле ребенка. Отодвиньте стулья, скамьи, отведите в сторону других лошадей, чтобы ребенок во время припадка не получил травмы. Если ребенок во время припадка лежит, поверните его (туловище и голову) на бок. Не пытайтесь раскрыть ему рот. Как только припадок закончится, не делая резких движений, помогите ребенку принять удобное положение.
КАК ЛУЧШЕ ПОМОЧЬ ВСАДНИКУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Добровольные помощники составляют команду, возглавляемую инструктором верховой езды. Команда работает под наблюдением физиотерапевта. Это необходимо для того, чтобы ребенок-инвалид получил максимум пользы и удовольствия от верховой езды. При этом надо помнить, что каждый ребенок требует индивидуальной помощи в зависимости от его состояния.
Для того чтобы максимально использовать краткое время езды, необходимо заранее все спланировать, подготовить и провести необходимые консультации. Можно сказать, что добрые отношения всадника с лошадью, коноводом, помощником и инструктором более важны, чем правильная посадка в седле, но желательно стремиться и к тому, и к другому одновременно.
Все помощники должны носить обычную расхожую обувь или сапоги с крепкими низкими каблуками. Учтите, что экстравагантная одежда, например, пышные юбки, может испугать лошадей. Очень важно быть пунктуальным, не опаздывать. Из-за опозданий у всадника пропадают драгоценные минуты его любимого занятия, возможно, единственно доступного для него.
Если у вас есть какие-то сомнения, или вам что-то неясно, посоветуйтесь с физиотерапевтом, в обязанности которого входит контакт с педагогами, врачами, больницей. Очень часто он и сам может дать совет, который существенно поможет вашему подопечному в освоении верховой езды.
Коновод
Коноводом должен быть человек, «знающий лошадь». В обязанности коновода входит управлять лошадью, следить, чтобы она шла ровно и слушалась команды всадника. Когда лошадь идет мимо препятствий или через створы, надо следить, чтобы между ними, лошадью, ногами всадника и помощником, если он идет рядом, оставалось определенное пространство.
Надо избегать резких поворотов, так как именно на таких поворотах всадник легко теряет равновесие. Между лошадьми всегда должно сохраняться расстояние, равное корпусу лошади. А коноводу полагается быть наготове и придержать лошадь, если та, что идет впереди, вдруг остановится.
Коновод должен выработать в себе чувство движения лошади и всадника, которое поможет определять на протяжении всего занятия, что подопечный ощущает и в какой помощи нуждается в данный момент. Коновод должен идти вровень с головой лошади. Ни в коем случае нельзя использовать лейцы для подачи команды «вперед». Подбадривать лошадь нужно голосом, командами — «шагом», «рысью». Еcли лошадь не слушается, то успокойте себя, всадника и лошадь ласковым словом и попробуйте седлать небольшую паузу на 10-30 секунд, после чего продолжите движение.
Но сначала пусть всадник сам пошлет лошадь вперед. И только если у него не хватило сил, или лошадь явно не желает работать, необходимо вмешательство коновода.
Коновод должен выработать в себе чувство движения лошади и всадника, которое поможет определять на протяжении всего занятия, что подопечный ощущает и в какой помощи нуждается в данный момент. Коновод должен идти вровень с головой лошади. Ни в коем случае нельзя использовать лейцы для подачи команды «вперед». Подбадривать лошадь нужно голосом, командами — «шагом», «рысью». Еcли лошадь не слушается, то успокойте себя, всадника и лошадь ласковым словом и попробуйте седлать небольшую паузу на 10-30 секунд, после чего продолжите движение.
Но сначала пусть всадник сам пошлет лошадь вперед. И только если у него не хватило сил, или лошадь явно не желает работать, необходимо вмешательство коновода.
Никогда не увлекайтесь (особенно во время игр или перехода на рысь) — это может привести к падению всадника. Коновод должен чувствовать, как его всадник сидит в седле. Если всадник потеряет равновесие или помощник, идущий сбоку, попросит остановить лошадь, коновод должен быть готов остановить ее в любую минуту. Когда всадники делают упражнения, коновод следит за тем, чтобы лошадь стояла спокойно. Перед тем, как всадник сядет в седло, коновод проверяет, хорошо ли затянута подпруга. Он же подгоняет стремена перед началом езды.
Коновод следит за тем, чтобы на рыси лошадь шла, сохраняя темп. Если езда происходит под открытым небом, надо проверить, надета ли на лошадь специальная сбруя, которая не даст ей внезапно опустить голову и сбросить всадник